Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности. Обновление содержания образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту, самосовершенствованию.
Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:
• в профессиональной сфере (знание своего предмета);
• в сфере педагогической психологии;
• в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.)
Педагогический труд носит творческий, исследовательский характер, который рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий.
Под педагогической технологией понимается способ реализации содержания обучения, включающий применение различных форм, методов и средств научно-методического сопровождения самообразования учителя в системе повышения квалификации, направленных на достижение поставленных образовательных целей.
Научно-техническое развитие современного общества требует от учителя освоения новых информационных технологий. Необходимо уметь искать, получать, обрабатывать информацию, встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач, то есть овладеть информационной компетентностью. Только самообразование может позволить каждому учителю оставаться актуальным в современных условиях. Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования.
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. Основными мотивами, побуждающими педагога к самообразованию являются:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к учебному занятию, выступлению, родительскому собранию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Педагог — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ педагога как несовременного человека.
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу просят определить его в класс к “лучшему” учителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе обучающихся, определении нагрузки.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Никто не хочет быть плохим педагогом!
• Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием, являются:
• профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
• правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби.
• изучение иностранного языка (для изучения международного передового опыта в методики преподавания и сотрудничества с иностранными коллегами).
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения, что сегодня наглядно показали наши учителя в своих выступлениях
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Одной из школьных проблем всегда была и, вероятно, всегда будет эффективность урока. Трудно припомнить время, когда этот вопрос утрачивал свою остроту, когда к нему ослабевало внимание. Урок - вечная и нестареющая проблема, ставшая особенно актуальной в наши дни. И чем шире будет диапазон мер, которые применяет учитель для повышения эффективности урока, тем больших результатов он будет достигать. Учителя сегодняшней школы волнуют многие вопросы: и как провести урок на высоком уровне, и как добиться увлеченности учащихся предметом, вызвать интерес к знаниям и как изгнать с урока скуку и равнодушие.
Учитель, развивая, обучая и воспитывая учащихся, должен сам постоянно учиться, расширять свой кругозор, непрестанно повышать свою общую и профессиональную культуру, заниматься самообразованием. Именно в ходе самообразовательной работы каждого учителя кроются значительные резервы для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, осуществляемого ныне в школе.
Необходимо обратить внимание на то, что подготовка к уроку - это его прогнозирование, продумывание в деталях, обязательное связывание их друг с другом. Столь же важно продумать урок после его проведения - что было неожиданного, что прошло хорошо, что плохо и требует объяснения. Глубокий самоанализ проводимых уроков - это еще один путь к повышению профессионального мастерства учителя. Последнее характеризуется современной педагогикой как высокое, постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания, доступное каждому учителю, работающему с увлечением и любящему детей, тому, кто постоянно занимается повышением своей квалификации. У такого учителя присутствовать на уроке одно удовольствие. Он учит детей мыслить, сопоставлять, делать выводы в течение всего урока.
Однако путь к мастерству непрост, и для учителей он лежит, прежде всего, через самообразование.
Планы самообразования учителей должны основываться на глубоком анализе всего положительного и имеющихся недостатков в работе каждого педагога. Формы практического выхода работы над темой самые разнообразные: открытые уроки, доклады, выступления на производственных совещаниях, заседаниях МО, педсоветах, разработка рекомендаций, памяток, творческий отчет.
Сегодня, я думаю, многие из вас нашли ответы на интересующие вопросы. Это способствует распространению в коллективе всего ценного, что имеется в работе каждого из нас. Учителя поделились с вами, какие методы и приемы можно использовать при опросе домашнего задания, какие интерактивные методы эффективны на уроках, какова роль проектной деятельности, как планировать работу с одаренными детьми, осуществлять подготовку к итоговой аттестации учащихся, работу родителями по выявлению творческих способностей учащихся. Это своеобразные творческие отчеты учителей о ходе самообразования. Ведь самообразование в первую очередь направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют определенные условия, в которых каждый учитель может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию). Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования учителя является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем, заботиться о своем авторитете.
Самообразование – это одна из эффективных форм повышения квалификации педагога, которое даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.