КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ "№17 МЕКТЕП-ГИМНАЗИЯСЫ" КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 17 ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КОКШЕТАУ

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Самообразование – одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов

16.01.2017

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности. Обновление содержания образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту, самосовершенствованию.

Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:

• в профессиональной сфере (знание своего предмета);

• в сфере педагогической психологии;

• в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.)

Педагогический труд носит творческий, исследовательский характер, который рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий.

Под педагогической технологией понимается способ реализации содержания обучения, включающий применение различных форм, методов и средств научно-методического сопровождения самообразования учителя в системе повышения квалификации, направленных на достижение поставленных образовательных целей.

Научно-техническое развитие современного общества требует от учителя освоения новых информационных технологий. Необходимо уметь искать, получать, обрабатывать информацию, встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач, то есть овладеть информационной компетентностью. Только самообразование может позволить каждому учителю оставаться актуальным в современных условиях. Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования.

Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. Основными мотивами, побуждающими педагога к самообразованию являются:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к учебному занятию, выступлению, родительскому собранию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

• Желание творчества. Педагог — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ педагога как несовременного человека.

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу просят определить его в класс к “лучшему” учителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе обучающихся, определении нагрузки.

• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Никто не хочет быть плохим педагогом!

• Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием, являются:

• профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

• правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби.

• изучение иностранного языка (для изучения международного передового опыта в методики преподавания и сотрудничества с иностранными коллегами).

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения, что сегодня наглядно показали наши учителя в своих выступлениях

• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Одной из школьных проблем всегда была и, вероятно, всегда будет эффективность урока. Трудно припомнить время, когда этот вопрос утрачивал свою остроту, когда к нему ослабевало внимание. Урок - вечная и нестареющая проблема, ставшая особенно актуальной в наши дни. И чем шире будет диапазон мер, которые применяет учитель для повышения эффективности урока, тем больших результатов он будет достигать. Учителя сегодняшней школы волнуют многие вопросы: и как провести урок на высоком уровне, и как добиться увлеченности учащихся предметом, вызвать интерес к знаниям и как изгнать с урока скуку и равнодушие.

Учитель, развивая, обучая и воспитывая учащихся, должен сам постоянно учиться, расширять свой кругозор, непрестанно повышать свою общую и профессиональную культуру, заниматься самообразованием. Именно в ходе самообразовательной работы каждого учителя кроются значительные резервы для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, осуществляемого ныне в школе.

Необходимо обратить внимание на то, что подготовка к уроку - это его прогнозирование, продумывание в деталях, обязательное связывание их друг с другом. Столь же важно продумать урок после его проведения - что было неожиданного, что прошло хорошо, что плохо и требует объяснения. Глубокий самоанализ проводимых уроков - это еще один путь к повышению профессионального мастерства учителя. Последнее характеризуется современной педагогикой как высокое, постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания, доступное каждому учителю, работающему с увлечением и любящему детей, тому, кто постоянно занимается повышением своей квалификации. У такого учителя присутствовать на уроке одно удовольствие. Он учит детей мыслить, сопоставлять, делать выводы в течение всего урока.

Однако путь к мастерству непрост, и для учителей он лежит, прежде всего, через самообразование.

Планы самообразования учителей должны основываться на глубоком анализе всего положительного и имеющихся недостатков в работе каждого педагога. Формы практического выхода работы над темой самые разнообразные: открытые уроки, доклады, выступления на производственных совещаниях, заседаниях МО, педсоветах, разработка рекомендаций, памяток, творческий отчет.

Сегодня, я думаю, многие из вас нашли ответы на интересующие вопросы. Это способствует распространению в коллективе всего ценного, что имеется в работе каждого из нас. Учителя поделились с вами, какие методы и приемы можно использовать при опросе домашнего задания, какие интерактивные методы эффективны на уроках, какова роль проектной деятельности, как планировать работу с одаренными детьми, осуществлять подготовку к итоговой аттестации учащихся, работу родителями по выявлению творческих способностей учащихся. Это своеобразные творческие отчеты учителей о ходе самообразования. Ведь самообразование в первую очередь направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют определенные условия, в которых каждый учитель может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию). Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования учителя является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем, заботиться о своем авторитете.

Самообразование – это одна из эффективных форм повышения квалификации педагога, которое даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.

Просмотров: 522


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст