РЕКОМЕНДАЦИИ
ПРОЕКТНОГО ОФИСА «АҚМОЛА – АДАЛДЫҚ АЛАҢЫ»
ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ОБРАЗОВАНИЕ»
Одним из основных направлений деятельности проекта «Ақмола – адалдық алаңы» является искоренение бытовой коррупции и создание комфортных условий для граждан в учреждениях образования. Для достижения данных целей на основе анализа текущей ситуации в данном направлении проектный офис вносит следующие рекомендации:
- В целях исключения возможности совершения коррупционных правонарушений, проработать вопрос внедрения централизованной системы финансирования и бухгалтерского учета в системе образования;
- В целях превенции коррупции исключить случаи аффилированных родственных трудовых взаимоотношений в учреждениях образования;
- Рассмотреть возможность перехода школ, колледжей и ВУЗов на «Smart» формат, отказа от бумажного документа оборота и автоматизации бизнес процедур;
- Внести предложения для включения в последующем в реестр государственных услуг скрытые услуги: по определению порядка обращения с несовершеннолетними детьми, по очередности в санаторные группы детских садов детей имеющих контакт с больными туберкулезом, по очередности в логопедические группы детей с дефектами речи, по очередности в коррекционные группы детей с ограниченными возможностями здоровья. (В настоящее время данные услуги в нормативном порядке не урегулированы и проходят как обращения граждан. Так, в течение прошлого года только в отдел образования г.Кокшетау по данным услугам обратилось более 850 человек).
На сегодняшний день из-за обновления сайта Управления образования Акмолинской области информация по бюджету на сайтах ряда школ отсутствует, в других размещаются в разделах «документы» наряду с другими материалами (объявления, информации различного характера), что затрудняет их поиск; на момент мониторинга вся имеющаяся информация по бюджету на сайтах школ устаревшая (последние информации по бюджету на сайтах школ датированы 15 сентябрем 2018 года); подача материалов разная, в отдельных школах на сайтах размещены сканированные документы (таблицы), которые сложно прочитать и понять из-за плохого качества сканирования, инфографики не содержат информации о периоде финансирования, сроках и расходованию средств.
В этой связи, РЕКОМЕНДУЕМ:
- Возобновить работу по ведению отдельных разделов «Открытый бюджет» на сайтах учреждений образования для размещения актуальной информации по выделенным средствам и их расходованию в срок до 15 февраля 2019 года;
- Разработать единый формат подачи материала о бюджете на сайтах учреждений образования. Обеспечить полноту, доступность и актуальность информации (инфографики должны сопровождаться тестовым документом подробно излагающим расходы на содержание школы/детского сада и укрепление материально-технической базы, информацию необходимо обновлять ежемесячно).
Проблема поборов в школах остается актуальной. В департамент, а также в отделы образования до сих пор поступают обращения от родителей (в основном анонимные) о фактах сбора денег в школах на разные нужды и мероприятия.
В этой связи, РЕКОМЕНДУЕМ:
- В целях недопущения лоббирования интересов частных лиц, исключить практику распространения работниками учреждений образования среди учащихся информаций о наличии и/либо необходимости получения, прохождения, либо участия в платных мероприятиях (срезы знания, олимпиады, подписка на газеты и журналы, приобретение продукции и т.д.) частных организаций;
- На регулярной основе проводить широкую разъяснительную и информационную работу среди родителей о работе попечительских советов, порядке и регламенте их работы, процедурах вложения средств в единый фонд и их распределению;
- В целях недопущения незапланированных расходов, ввести практику «раннего планирования» и утверждения всех мероприятий школы, детского сада на год с обязательным ознакомлением родителей учащихся (планы должны содержать точные даты и время проведения родительских собраний, праздничных мероприятий, выездов и другие) на предстоящий учебный год;
- Исключить практику проведения платных репетиторских занятий преподавателями в стенах школ и других учреждений образования;
- Возобновить работу по ведению отдельных разделов «Попечительский совет» на сайтах организаций образования для размещения актуальной информации по деятельности попечительских советов и средств единого фонда.
- Ввести занятия по разъяснению принципов добропорядочности в организациях образования (школы, колледжи, ВУЗы) и воспитанию академической честности с обязательным разъяснением и обучением учащихся навыкам проведения исследований, методам исследований, правильного перефразирования, критического анализа научного текста, выявления главного и второстепенного и референсирования (работа с источниками, цитирование, ссылка на автора). Данные навыки являются ключевыми и существенно влияют на достоверность научного текста, его авторитетность и исключают возможность плагиата;
- В учреждениях образования ввести/ либо ужесточить меры наказания за несоблюдение принципов добропорядочности (к примеру, за плагиат исключение из школы, отчисление из ВУЗа, колледжа);
- Рассмотреть вопрос введения единицы «Посла честности / Ambassador of Integrity» в учреждениях образования для ведения внутреннего контроля за соблюдением принципов добропорядочности и академической честности преподавателями (недопущение случаев вымогательства денег и других материальных ценностей со студентов, а также случаев дачи взятки преподавателям учащимися за успешную сдачу сессий);
- Подписание соглашений о персональной ответственности первыми руководителями учреждений образования за неправомерные действия подчиненных.