КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ "№17 МЕКТЕП-ГИМНАЗИЯСЫ" КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 17 ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КОКШЕТАУ

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта как методическое обеспечение образовательного процесса с обновленным содержанием

16.01.2017

Педагогический опыт - целостная характеристика практики решения учителем педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности; способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.

Под обобщением опыта понимается его осмысление с более общих научных эмпирических (греч. эмпирио - опыт) или теоретических позиций.

Критерии передового педагогического опыта

1. Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу.

2. Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности.

3. Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.

4. Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса.

5. Наличие в нём элементов новизны.

6. Актуальность и перспективность.

7. Соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

Главным критерием определения передового педагогического опыта является высокая результативность, так как обоснованное суждение о работе можно вынести лишь при получении конечных результатов, а не запланированных достижений. Критерий результативности нуждается в пояснении. Она сводится к уменьшению учебного времени на проработку материала при одновременном увеличении объема усвоенных знаний, умений и навыков. Критерий результативности характеризуется через понятия интенсивности и эффективности педагогического труда. Высокая интенсивность понимается либо как экономия времени, либо как резкое количественное увеличение усвоенного учебного материала при тех же затратах времени, что и раньше. М.Н. Скаткин и О.С. Богданова подчеркивали: "Более передовым является тот опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил учителя и учеников. Нельзя считать передовым опыт, при котором высокий уровень знаний по одному предмету достигается за счет других дисциплин".

Высокая эффективность педагогического труда проявляется в том, что при тех же затратах времени, помимо традиционного усвоения материала, происходят целенаправленные изменения в психике учащихся: развивается интеллект, формируется креативность мышления, воспитываются нравственные качества личности. Эффективность означает достижение устойчивого многолетнего положительного результата в обучении и воспитании. Необходимо, чтобы ученики овладевали прочными и твердыми знаниями программного материала, становились развитыми, а не просто знающими людьми. Косвенным образом на это обращали внимание М.Н. Скаткин и О.С. Богданова: "Только тот опыт обучения, - читаем мы в монографии "Методы педагогических исследований", - можно считать действительно положительным, который обеспечивает значительные сдвиги в общем развитии школьников. Показателями этого могут служить возросшая наблюдательность учащихся; умение анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, а в области практических действий - умение провести детальный анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделить необходимые рабочие операции, наметить их последовательность; в процессе работы контролировать свои действия, соотнося заготовку и образец, и вовремя вносить необходимые коррективы в свои действия".

Что может быть опытом?

- алгоритмы учебных действий по предмету;

- технология урока или элементы технологии;

- авторская программа (учебного курса, воспитательная);

- система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.);

- эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);

- реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.);

- эффективная система оценки знаний и др.

Формы обобщения ППО

- статья о своем опыте работы (сборник статей);

- подготовка открытого урока с подробным самоанализом;

- подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса;

- проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция;

- методический альбом

Распространение опыта

- педагогический совет

- заседание методического объединения

- творческий отчет

- различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.)

- научно-практические конференции

- наставничество

- публикации в методических журналах

- мастер-классы

- семинары

Бекишева Ш.Е., учитель русского языка и литературы

Памятка учителю по обобщению опыта

- Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему вас вопросу.

- Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.

- Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.

- Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

- Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.

- При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

- Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

- Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

- Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

- Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).

Просмотров: 621


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст