В 2019-2020 учебном году педагогический коллектив школы продолжил работу над темой «Инновационные процессы как ресурс повышения качества обучения в условиях обновленного содержания».
Учебно-воспитательная работа школы ориентирована на решение следующих целевых задач и приоритетных направлений, обозначенными в начале учебного года:
На решение вышеуказанных задач и реализацию мероприятий годового плана была направлена деятельность школы за истекший период.
Показателями повышения эффективности деятельности школы за истекший период коллектив считает:
Деятельность школы определялась Законом РК «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, республиканским законодательством; основывалась на современные достижения педагогического менеджмента, педагогики, дидактики, психологии; научно-методической темой.
В соответствии с Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205, основными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан.
Движение учащихся.
В планировании были отражены вопросы по осуществлению контроля за обеспечением качества образования и соблюдением прав детей.
В начале 2019-2020 учебного года количество учащихся 1-11 классов – 2270 учащихся. На конец учебного года составило 1-11 классы – 2274 учеников, что выше на 4 учащихся, чем в начале учебного года и на 370 учеников больше, чем в 2018-2019 учебном году. Изучив структуру движения учащихся в школе и проанализировав ситуацию за 2 года, наблюдаем повышение количества обучающихся 1-11 классов, причиной которого является прибытие учащихся за счёт заселения новых домов в микрорайоне «Сары Арка» и увеличением набора учащихся в первые классы.
Администрация школы в своей деятельности по реализации прав граждан на получение образования руководствуется законодательством РК в сфере образования, нормативными документами и осуществляет постоянный контроль над соблюдением конституционных прав граждан на образование. Набор учащихся проводится по заявлению родителей и на основании приказа директора школы, что отражается в книге приказов. На всех выбывших и прибывших учеников имеются документальные подтверждения о приеме и выбытии в образовательные учреждения. Администрацией школы ведется контроль над соблюдением Устава школы, своевременно выясняются причины нарушений, принимаются меры по их недопущению.
Школа принимает следующие меры для привлечения и сохранения контингента учащихся:
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Пути решения:
1. Регулировать процесс формирования контингента учащихся школы, среднюю накопляемость класса.
Выводы: В школе имеются все возможности для повышения имиджа школы, для уменьшения выбытия успешных учащихся в другие образовательные учреждения города, педагогическому коллективу школы применять инновационные подходы в обучении, определить пути устранения недостатков в работе по данному направлению.
2. Качество и успеваемость.
По итогам 2019-2020 учебного года процент качества знаний учащихся 1-11 классов составил 69,3% (в 2018-2019 учебным году – 63,8%), повышение качества знаний составило – 5,5%.
Качество выполнения государственного стандарта образования учащимися 1-11 классов по итогам 2019-2020 учебного года в сравнении с 2018-2019 учебными годами выглядит следующим образом:
|
2018-2019 учебный год |
2019-2020 учебный год |
Изменения |
Всего аттестовалось |
1904 |
2274 |
+370 |
Отличников |
324 |
518 |
+194 |
Ударников |
890 |
1058 |
+168 |
С одной «3» |
64 |
107 |
+43 |
% качества |
63,8% |
69,3% |
+5,5% |
Неуспевающие |
1 |
1 |
Без изменения |
Процент успеваемости |
99,9% |
99,9% |
Без изменения |
По итогам 2019-2020 учебного года аттестовались 2274 учащихся 1-11 классов. Отличников – 518, ударников – 1058, обучающихся на удовлетворительно – 697. По итогам года один учащийся в 2 «Л» классе не успевающий.
Мониторинг результативности обучения по ступеням за три года
Учебный год |
1-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
По школе
|
2017-2018 |
78% |
48,3% |
57,4% |
65,0% |
2018-2019 |
74,4% |
49,2% |
46,4% |
63,7% |
2019-2020 |
85,2% |
47,9% |
48,8% |
69,3% |
Анализ качества успеваемости за три года показывает, что показатели повышаются за прошлые два года.
2017-2018 учебный год – 65,0%
2018-2019 учебный год – 63,7% (-1,3%)
2016-2017 учебный год – 69,3%, повышение на 5,5% в связи с аттестацией предметов с одним часом в неделю по полугодиям и отсутствием суммативного оценивания за четверть, а также с дистанционным обучением учащихся в 4 четверти.
Не смотря на увеличение контингента на 370 учащихся по сравнению с прошлым учебным годом наблюдается повышение контингента учащихся-отличников и хорошистов. В 2019-2020 учебном году 107 учащихся окончили с одной «3», из них 1-4 классах – 76 учащихся, в 5-9 классах -24 учащихся, в 10-11 классах - 7 учащихся.
В связи с этим администрации школы с целью контроля за качеством учащихся, окончивших учебный год с одной «3» необходимо усилить контроль в 2020-2021 учебном году за работой классных руководителей и учителей-предметников над повышением качества успеваемости учащихся, между классными руководителями и учителями-предметниками и родителями должна быть тесная взаимосвязь. Результатом такой работы будет уменьшение количества учащихся с одной «3».
Сильные стороны:
1. Несмотря на увеличение контингента учащихся в 1-11 классах на 370 учащихся повышение процента качества на 5,5%.
2. Отсутствие неуспевающих в 1,3,4, 5-11 классах.
3. Рост процента качества выпускных в 11 классах на 10,3% по сравнению с прошлым учебным годом.
Слабые стороны:
1. Увеличение количества учащихся с одной «3».
2. Показатели качества успеваемости уменьшились в параллелях 6, 7, 8 классов.
Пути решения:
1. Системная работа по управлению процессом обучения с целью повышения качества знаний учащихся, улучшения работы с одаренными детьми, с учащимися, имеющими одну «3» и неуспевающими учащимися.
2. Улучшить работу педагогического коллектива по повышению качества образовательной деятельности, созданию имиджа школы с целью выбытия успешных учащихся в другие учебные заведения инновационного типа.
3. Организовать работу психологической службы школы с учащимися 9-х классов по выявлению интересов, профориентации, развития ценностных ориентиров на обучение в 10 классах.
3. Организация учебно-воспитательного процесса, направленного на овладение учащимися Государственного стандарта образования
Педагогический коллектив целенаправленно работает в целях обеспечения условий для достижения уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Итоговая аттестация в 2019-2020 учебном году не проводилась в связи с пандемией короновирусной инфекции.
Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору.
При организации учебного процесса школа руководствовалась базисным учебным планом общеобразовательных учебных заведений Республики Казахстан. Инвариантная часть базисного учебного плана определяет перечень обязательных занятий для всех учащихся, которые образуют базовый компонент среднего общего образования. Учебно-методическое оснащение образовательного процесса обеспечивается государственными программами и авторскими программами, учебниками и учебно-методическими пособиями, разработанными учителями.
Содержание школьного компонента представлено прикладными курсами. Основная цель – создание условий для формирования и развития обучающихся, включающая в себя:
Сравнительная таблица за последние три года по предметам
Наименование предмета |
2017-2018 учебный год |
2018-2019 учебный год |
2019-2020 учебный год |
|
Математика |
|
|
|
|
Алгебра |
|
|
|
|
Геометрия |
|
|
|
|
Физика |
|
|
|
|
Химия |
|
|
|
|
Биология |
|
|
|
|
География |
|
|
|
|
Қазақ тілі |
|
|
|
|
Қазақ әдебиеті |
|
|
|
|
Орыс әдебиеті |
|
|
|
|
Орыс тілі |
|
|
|
|
Ағылшын тілі |
|
|
|
|
Қазақстан тарихы |
|
|
|
|
Дүниежүзі тарихы |
|
|
|
|
Информатика |
|
|
|
|
Анализируя качество знаний по предметам в 5-11 классах можно сделать следующие выводы:
1. Снижение % качества знаний по сравнению с прошлым учебным годом наблюдается по следующим предметам по истории Казахстана на 2%.
2. Значительный рост % качества по сравнению с прошлым учебным годом наблюдается по математике на 7,4%, физике на 7,7%, химии на 10,3%, казахскому языку на 7,3%, русскому языку на 5,9%, английскому языку на 8,3%.
3. Небольшой рост % качества по сравнению с прошлым учебным годом наблюдается по геометрии на 3,9%, биологии на 2,3%, географии на 0,7%, по казахской литературе на 2%, русской литературе на 0,2%, всемирной истории на 0,5% и информатике на 3,4%.
4. Без изменения % качества по сравнению с прошлым учебным годом наблюдается по алгебре.
Сильные стороны:
- Качество знаний выше на 5,5% по сравнению с прошлым годом и на 3,3% выше запланированного качества знаний согласно Программы развития школы, успеваемость на оптимальном уровне.
Слабые стороны:
- Недостаточно эффективная работа учителей по предмету «Английский язык» по результатам родительских собраний по новому формату.
- Снижение % качества знаний по истории Казахстана.
Пути решения:
1. Активизация, систематизация, пересмотр работы администрации по управлению с целью повышения качества знаний учащихся, улучшения работы с одаренными и с детьми с низкой мотивацией обучения.
2. В плане ВШК запланировать контроль над состоянием преподавания по истории Казахстана, английский язык в первом полугодие 2020-2021 учебного года.
Выводы: Работу педагогического коллектива по организации учебно-воспитательной работы можно считать в целом на хорошем уровне.
В 2019-2020 учебном году внешняя оценка учебных достижений в школе-гимназии не проводилась.
В 2019-2020 учебном году в соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан «О завершении 2019-2020 учебного года» № 177 от 4 мая 2020 года и в связи с пандемией короновирусной инфекции итоговая аттестация в 9, 11 классах в школе-гимназии не проводилась.
В 2019-2020 учебном году закончили обучение по программе основной школы и получили аттестаты об основном образовании 131 выпускников, из них 56 учащихся с казахским языком обучения (9 «А» класс - 28 учащихся, 9 «Б» класс – 28 учащихся) и 75 учащихся с русским языком обучения (9 «В» класс – 25 учащихся, 9 «Г» класс – 26 учащихся, 9 «Д» класс – 24 учащихся). По итогам года получила аттестат с отличием об основном образовании ученица 9 «Г» класса Шабанова Елена.
Выпускников 11 классов - 56 выпускников, из них 24 учащихся с казахским языком обучения (11 «А» класс) и 29 учащихся с русским языком обучения (11 «Б» класс). По итогам года получили аттестат и нагрудной знак «Алтын белгі» две ученицы Сагитова Асия (11 «А» класс) и Острянина Вероника (11 «Б» класс).
В течение учебного года администрация школы осуществляла контроль за ведением электронных журналов выпускных классов, регулярность проведения родительских собраний, выполнение учебных программ по предметам и практической части программ, осуществляла контроль преподавания учебных дисциплин, организации повторения, текущей успеваемости слабоуспевающих учащихся. Учебные программы выполнены, практическая часть программ соблюдена.
Сильные стороны:
1.Отсутствие учащихся, оставленных на повторный курс обучения.
Слабые стороны:
2. Учителям-предметникам обратить особое внимание на реализацию индивидуального подхода в обучения с целью создания условий самореализации для каждого ученика.
3.При наборе в 10 класс учитывать индивидуальные запросы учащихся, основываясь на анкетирование, определить выбор направления и предметов для углубленного изучения в старшей ступени обучения.
В 2019-2020 учебном году в КГУ «Средняя школа-гимназия №17» г.Кокшетау организована работа по реализации Государственной программы полиязычного образования.
Основными нормативно-правовыми документами стали Закон Республики Казахстан «Об образовании», Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Приказ о внесении дополнений в приказ Министра образования и науки РК от 6 ноября 2014 года №455 «О пилотном внедрении обновленного содержания образования», Дорожная карта развития трехязычного образования на 2015-2020 годы, Инструктивно-методическое письмо на 2018-2019 учебный год.
Согласно Приложению 4 к приказу №566 от 31.10.2017 года Министра образования и науки Республики Казахстан и плана развития школы с целью преподавания предметов ЕМЦ на английском языке в СШГ №17 на 2018-2019 учебный год изданы приказы «Об участии в пилотном проекте преподавания предметов ЕМЦ на английском языке» и составлен план работы по переходу преподавания предметов ЕМЦ на английском языке.
Основная цель проекта: развитие поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно- деятельностные операции на трех языках во всех ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию.
В школе-гимназии 8 учителей, прошедших повышение квалификации по программам языковых курсов, из них по химии – 1 (Шакенова С.А.), по биологии – 3 (Кошанов С.С., Бекбергенова Ш.Б., Ерназарова Е.Т.), по физике – 2 (Мухиденова Б.Т., Абуталипова Г.Х.), по информатике – 2 (Бектурова Ш.Т., Сантасова Б.Б.), с уровнями В2 – 2 учителя, с уровнями С1 – 5 учителей.
Закончила в 2019 году обучение по полиязычным курсам учитель физики Ислямова Алия Бексултановна (десятимесячные курсы в Professional Development Hrogram, сертификат СЕРТ уровень С1).
В 2019-2020 учебном году в рабочий учебный план школы включены занятия по химии, биологии, физики и информатики. В 8 «Г» классе по предмету «Физика» (учитель физики Мухиденова Б.Т.) реализация проекта осуществляется за счет 1 часа инвариантного компонента. В остальных классах выделены фаультативные занятия.
Часы для занятий выделены из вариативной части учебного плана.
Класс |
Название факультатива |
Кол-во учащихся |
Учитель |
7 «А» класс |
«World of living organisms» (биология) |
26 |
Бекбергенова Ш.Б. |
«Chemical elements» (химия) |
26 |
Кошанов С.С. |
|
«Scratch технологиясының жобалық қызметі» (информатика) |
26 |
Бектурова Ш.Т. |
|
7 «Г» класс |
«The world of the living» (биология) |
27 |
Ерназарова Е.Т. |
«The beginning of chemistry» (химия) |
27 |
Шакенова С.А. |
|
8 «А» класс |
«Main concepts of chemistry» (химия) |
24 |
Шакенова С.А. |
«In the world of biology» (биология) |
24 |
Кошанов С.С. |
|
«Programming fundamentals» (информатика) |
24 |
Сантасова Б.Б. |
|
8 «Г» класс |
«Human and his health» (биология) |
24 |
Ерназарова Е.Т. |
«General chemistry» (химия) |
24 |
Шакенова С.А. |
|
8 «Д» класс |
«General chemistry» (химия) |
24 |
Шакенова С.А. |
8 «Е» класс |
«General chemistry» (химия) |
22 |
Шакенова С.А. |
9 «Б» класс |
«The basics of inorganic chemistry» (химия) |
26 |
Шакенова С.А. |
9 «В» класс |
«Theoretical and practical tasks in physics» (физика) |
26 |
Мухиденова Б.Т. |
9 «Г» класс |
«Fundamentals of general biology» (биология) |
25 |
Ерназарова Е.Т. |
9 «Д» класс |
«Theoretical and practical tasks in physics» (физика) |
25 |
Абуталипова Г.Х. |
10 «В» класс |
« Practical and theoretical tasks in physics» (физика) |
28 |
Мухиденова Б.Т. |
В своей работе учителя ЕМЦ, преподающие на английском языке в учебно-воспитательном процессе использовали все методы языковой компетенции: аудирование (просмотр видеоматериала по теме, чтение, говорение и письмо).
Методы и приемы, которые применяли на занятиях педагоги для повышения языковой компетенции учащихся основном из методики CLIL, например, Fill in the blank, True or false, multiple choice questions, Question Loop, Мозговой штурм, создание кластера, интернет ресурсы (Bilim Land, Bilim Twig, Kahoot, Qiuzlet, Phet.colorado.edu, khan academy, Youtube), создание кластера и другие.
Трудности у учителей, преподающие предметы ЕМЦ на английском языке следующие: недостаточный уровень знания английского языка у отдельных учащихся, языковой барьер у учителей, отсутствие учебников для учащихся 7 классов и методической литературы для учителя, составление плана урока занимает очень большое время в следствие отсутствия дидактического материала.
Учителя ЕМЦ, преподающие на английском языке использовали в обучении элементы технологии CLIL через поэтапное изучение предметной терминологии с постепенным наращиванием времени проведения урока на английском от 25% в 1 четверти, 50% во 2 четверти, 75% в 3 четверти и 90% к концу учебного года. 6 учителей, преподающих предметы ЕМЦ на английском языке прошли обучение по программе повышения квалификации по менторству с ТОО «USTAZ Professional Learning Centre». Проведены диагностики в начале и в конце учебного года, а также анкетирования педагогов, учащихся и их родителей по внедрению предметов ЕМЦ на английском языке.
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Пути решения:
1. Повышение педагогического мастерства, совершенствование языковой подготовки учителями ЕМЦ, преподающими на английском языке;
2. Совершенствование знаний учащимися английского языка согласно
Международного стандарта.
3. Приобретение билингвальных учебников для 9 классов.
4. В плане ВШК запланировать контроль над состоянием преподавания
английского языка и предметов ЕМЦ на английском языке.